История прихода и храма с начала и до наших дней

Наш родной город Макеевка. Расположившись на холмах и балках, степях и лесопосадках, он вобрал в себя, как пишет Николай Хапланов в книге «Макеевка», поселки, поселки, поселки. Некоторые из них появились в степи, другие – со строительством шахт, но всем им  предстояло сталь составной частью города. Ясиновка, Высокое, Межевое, Зеленное, Дмитриевка, Марьевка, а вот там, на северо-западе Макеевки, за сизой дымкой – Землянки, один из старейших поселков, где люди жили всегда.

– Поселок Землянки – один из старейших поселков на территории нашего города, – говорит Татьяна Шарафан, научный сотрудник городского краеведческого музея. – Можно сказать, что здесь, в верховьях реки Кривой Торец, поселения людей были всегда. Здесь, на окраине поселка было зафиксировано поселение Ново-Каменного века.

В этом месте, где улица Шевченко выходит в поле и упирается в овраг, который местные жители называют Капустным Яром, археологи зафиксировали мастерскую по изготовлению кремниевых орудий труда, которыми древние люди пользовались на протяжении всего Каменного века. В окрестностях поселка, на берегу древнего высохшего Писарева Озера, археолог Косинов обнаружил средневековое поселение, поселение времен Хазарского Каганата (VIIIX век нашей эры).

В казацкое время на берегах этой речки, поселяются запорожцы-сечевики. В конце XVII века здесь возникает несколько поселений, в том числе и на склонах балки реки Кривой Торец.

В 1777 году Землянки, это старое запорожское займище было преобразовано в Государственную воинскую слободу.

И снова обратимся к книге «Макеевка». «Наши предки не могли себе представить село, поселок, тем более город без храма. Обживали новое место, строили первые десятки домов, распахивали поля, но без церкви село было не село, поселок не поселок».

Землянки – не исключение. Как же складывались церковно-религиозные отношения в слободе? Оказывается жители слободы Землянки, как и близлежащих – Ясиноватой, Зайцево, Государев Байрак, Железное – состовляли единый приход и находились в ведении Бахмутовского духовенства. Но по мере того, как росла численность населения в этих слободах, да и расстояние было большое до Бахмута (Артемовск), жители решили иметь своего собственного священника. Они обратились в Бахмутовское духовное правление с просьбой пригласить такого священника, который мог бы преподать им требы, совершать богослужения и озаботиться строительством Церкви.

Тем более, что приглашали священника в Землянки не на пустое место. К этому времени в слободе была построена уже часовня, первое церковное здание на территории нашего города. Первым священником в этой часовне был волох по национальности Григорий Петров.

Из книги Феодосия Макарьевского известно, что он умер где-то в конце 1795 года, потому что в феврале 1796 года в Землянки был прислан новый священник Иоан Ставровиевский.

Отсюда можно предположить, что часовня в Землянках была построена где-то между 1782-1785 годами.

Прошло 20 лет. В начале 1798 года жители казенной Государственной слободы Землянки, руководимые смотрителем слободы прапорщиком Яковом Чеботаревым, старшиной Василием Корневцовым и громадским писарем Леонидом Остроушковым, решили устроить деревянную церковь во имя Покрова Божией Матери и открыть в своей слободе самостоятельный приход.

20 апреля 1798 года представили преосвященному Гавриилу, Митрополиту Новороссийскому и Днепропетровскому, прошение, в котором писали: «Имеет села Землянок общество ревностное желание построить в означенной казенной деревне Землянках во имя Покрова Пресвятой Богородицы церковь, как таковая по состоянию на состоящую ныне деревне, до 600 общего пола душ, необходимо здесь нужная».

По рассмотрению этого прошения, относящихся к делу справок Преосвященный Гавриил, Митрополит Новороссийский и Днепропетровский, в июне 1798 года разрешил и благословил в слободе Землянках устроить деревянную церковь во имя Покрова Божией Матери.

Такое здание, прочное, деревянное, готовое  было куплено в Изюмском уезде, слободе Цареборисовой и перевезено в Землянки. Протоиерей Петр Расевский освятил место под будущую церковь  и возвел на месте строительства Крест. И церковь была возведена. В  справочной книге Екатеринославской епархии  за 1913 год написано: «В селе Землянки Скотоватской волости, Бахмутовского уезда, имеется Покровская церковь, каменная, верх деревянный. Устроена в 1800 году».

Свято-Покровский храм п. Землянки

Вы видите уникальное фото, которое нигде не печаталось. Возможно, потому, что долгие годы это никого не интересовало.

Это – Свято-Покровский храм. Фото нам любезно предоставила 87-летняя Ефросинья Туровская, жительница Землянок.

Храм не был разрушен в 30-е годы. Его не стало в 1942 году. В Землянках было большое скопление немецких войск. Советские самолеты сбросили несколько бомб, и по роковой случайности одна их них попала в храм. Сохранились до сих пор остатки дома священника, церковноприходская школа, а от храма, к сожалению, ничего не осталось. Что-то взяли на строительство школы, что-то жители унесли по дворам.

Надежда Павлюк вспоминает: «Хороший был храм, похож на Ясиновский.

Когда закрыли, завезли ячмень, пшеницу и открыли клуб. Мы пошли на танцы. Но я была один раз и больше не смогла ходить. Да и многие перестали ходить. А тут и разбомбили»

Ефросинья Туровская добавляет: «Не помню точно, в каком году закрыли. Но при немцах открыли. А тут в скорости и разбомбили, до основания, ничего не осталось. А то, что уцелело: распятие, книги, иконы – перешли в  Ясиновку, куда и мы ходили на богослужения».

Прошло 65 лет. Мы встретились с благочинным Ясиноватского округа, протоиереем Виталием Бакуном и попросили рассказать об истории восстановления Свято-Покровского храма.

– Поразному идет восстановление общины. Иногда люди сами приезжают и просят, чтобы в их поселке был православный храм, в другом случае руководитель предприятия, организации имеет материальные возможности и по зову души стремиться зажечь огонек православия, в третьем случае сам благочинный проявляет инициативу.

В данном случае в поселке Землянки мы видим, что часть людей ходит в храм поселка Ясиновка, часть – в Ясиноватую. Видя, как в городе Ясиноватой возрождаются храмы, строятся новые, а в Макеевке особенно, они так же выразили желание восстановить древний храм – Свято-Покровский, которому уже было бы в этом году 107 лет. Пришло время, когда Господь дает возможность собирания камней, как говорит слово Божие Ветхого Завета: «Время разбрасывать камни, время собирать камни». Я высказал положение землечан нашему правящему Архиерею, Митрополиту Донецкому и Мариупольскому Илариону, а он, как храмостроитель, естественно благословил открытие нового храма. Затем было проведено собрание жителей поселка, создан руководящий орган, избран приходской совет, все это утверждается в областной госадминистрации, назначается настоятель, который и начинает заниматься возраждением храма».

Все, как 200 лет назад. Создается община, пишется прошение и т.д.

И вот Указ Клирику Свято-Георгиевского Собора города Макеевки священнику Георгию Мельникову:

Моим определением от сего дня вам также благословляется настоятельское окромление Свято-Покровского храма поселка Землянки города Макеевки Донецкой области.

О сем дается вам настоящий Указ.

Иларион, Митрополит Донецкий и Мариупольский.

01.12.2006 года.

Когда вопрос стал о выборе здания, в поселке пустовало только одно помещение. И когда стали узнавать, кому оно принадлежит, проявилось еще одно чудо Божие. Из архивов узнали, что это то самое уцелевшее здание церковноприходской школы разушенного Свято-Покровского храма. За эти годы в нем была и общественная школа, и библиотека, потом случайные люди что-то пытались в нем открыть – ничего не приживалось. Последние годы стояло пустынным, видно, ждало своего часа.

– Радость людей была велика. Радовались все, говорит отец Виталий Бакун, – и пожилые, которые помнили еще тот храм, Свято-Покровский, и молодые, и  самые маленькие, которые приходят в храм с родителями, видят дымящееся кадило священника, который поздравляет их с праздником, возносит молитвы…, и у людей светятся глаза. Возрождаются храмы, а вместе с ними и наше общество в целом.

На третье Богослужение, 19 декабря 2006 года, в день Николая Чудотворца, в храме состояли люди, и вдруг – чудо: залетели 7 голубей, стали кружиться над молящимися, а затем вылетели!

Не знак ли это того, что все получится,  и храм будет возрожден?

На рождество мы, по приглашению батюшки Георгия Мельникова, приехали в храм приехали в храм. Идет служба. В храме еще не застеклены окна, затянуты пленкой, холодно, не топится. Только стены. А людей много. Горят свечи, люди молятся, звучит молитва, и кажется, что это всех согревает. И уже молебен окончен, а люди не спешат расходиться. Все собрались возле батюшки, и голова поселкового совета Дмитрий Омельченко в нашем присутствии пообещал, что приложит все усилия, чтобы обустроить это помещение, а если удастся, то с Божьей помощью, когда-нибудь и восстановить тот храм, который когда-то здесь был: «Я верю, что это будет. На все воля Божия».

И вдруг Любовь Вакарчук запевает колядку, ведь радость-то какая: Син Божий народився! Ее голос подхватывают все. И летят над поселком, степью голоса, голоса потомков вольнолюбивого народа, который не мыслил своей жизни без храма Божьего.

 

 

 

Комментирование запрещено